Храм во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона при Всеволожской КЦРБ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Комплексная лечебно-реабилитационная программа преодоления алкогольной зависимости "ЛЕСТВИЦА ТРЕЗВЕНИЯ"

УТВЕРЖДАЮ:

Митрополит Санкт-Петербургский

и Ладожский ВЛАДИМИР


______________________________


«_______» _______________ 2008 г.




«ЛЕСТВИЦА ТРЕЗВЕНИЯ»

Комплексная лечебно-реабилитационная программа

преодоления алкогольной зависимости



Концептуальные основы программы


Комплексная лечебно-реабилитационная программа преодоления алкогольной зависимости под названием «Лествица трезвения» построена на христианском подходе в попечении о человеческом здоровье, который принципиально отличается от медицинского и психологического. В медицинской науке исторически сложилось и во многом сохраняется до настоящего времени положение, в рамках которого преимущественное внимание при изучении болезней уделяется биологическим (морфологическим, физиологическим, биохимическим, генетическим) факторам. К сожалению, наша отечественная медицина в силу разных причин оказалась оторванной от своих религиозных корней, ориентированной в основном на распознавание и устранение внешних проявлений болезни. Традиционный психологический подход характеризуется отсутствием восприятия целостной картины человеческой личности, проявляемой на всех уровнях – биологическом, психологическом, социальном, духовном.

Алкогольная зависимость (алкоголизм) – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется в виде постоянной потребности в опьянении, в расстройстве психической деятельности, в соматических и неврологических нарушениях, падении работоспособности, утрате социальных связей, духовной деградации личности. Поэтому переход от развития алкогольной зависимости к устойчивой ремиссии у каждого выздоравливающего обусловлен преодолением ряда негативных обстоятельств. Во-первых, это биологические изменения, когда алкоголь становится константой в физиологических процессах; во-вторых, личностные изменения, произошедшие вследствие хронической интоксикации и психологической дезадаптации; в-третьих, нарушения социального функционирования; в-четвертых, глубокая духовная поврежденность, порабощение алкогольной страстью и сопутствующими ей иными страстями. Поэтому было бы упрощением и крайностью считать алкоголизм только болезнью или только грехом.

Человек – это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных уровнях функционирования. Идея комплексного понимания различных процессов в человеке имеет давнюю историю. Еще Платон считал величайшей ошибкой лечить тело отдельно от души, ибо «где целое чувствует себя плохо, одна часть его не может быть здоровой», а Сократ утверждал: «Нельзя лечить тело, не леча душу». Поэтому в «Лествице трезвения» органично используются не только медицинские, психологические, социальные знания, но также православная антропология, аскетика, святоотеческое наследие, позволяющие выявить духовные истоки человеческих недугов и, соответственно, использовать действенные принципы лечения и реабилитации.

Каждому этапу лечения и реабилитации соответствует та или иная предпочтительность (и соотношение) биологических, психосоциальных и духовных воздействий. Такой подход называется комплексным. Он является наиболее эффективным путем преодоления алкогольной зависимости.

Комплексный подход объединяет медицинскую, психологическую, социальную, духовную модели болезни и лечения в единую биопсихосоциодуховную модель преодоления алкогольной зависимости, что является особой методологической установкой, дающей возможность избегнуть альтернативности (биологическое, психологическое, социальное или духовное) в подходе к страждущему человеку и открывающей возможности достичь наивысшей эффективности лечебно-реабилитационных воздействий.



Компоненты лечебно-реабилитационной программы

Биологический компонент


При наличии какого-либо болезненного начала в состоянии организма на первых этапах лечения вполне естественно отдавать приоритет биологическим воздействиям. Лечение алкогольной зависимости традиционными фармакологическими препаратами часто оказывается малоэффективным. В ряде случаев они имеют различные ограничения и противопоказания, нежелательные побочные эффекты, плохо переносятся пациентами. Фундаментальная отрасль современной медицины, касающаяся лекарственной терапии и профилактики заболеваний, переживает нарастающий на протяжении последних нескольких десятилетий кризис. Поэтому в комплексных православных программах помощи людям, зависимым от алкоголя, появились новые апробированные варианты лечения, в том числе – фитотерапия. При этом надо четко понимать, что лечение имеет смысл, если алкоголезависимый человек признает наличие у него алкоголизма и намерен сохранять трезвость.

Трезвость как необходимое (но недостаточное) условие для восхождения к ступеням духовного трезвения означает осмысленную и спокойную жизнь без употребления алкоголя и других наркотиков, легальных или нелегальных. В процессе выздоровления алкоголезависимый человек движется от разрушающей зависимости по направлению к физическому, психологическому, социальному и духовному здоровью. Первый шаг для выздоровления от алкоголизма – признать свою болезнь и необходимость лечения. Второй шаг – полное воздержание от употребления спиртного.

Основной целью биологического компонента лечебно-реабилитационных мероприятий при алкоголизме, как и при любом другом хроническом заболевании, является формирование и максимальное продление терапевтических ремиссий, то есть периодов полного воздержания алкоголезависимых людей от употребления спиртного.


Психологический компонент


Различные виды серьезных органических нарушений при алкоголизме ведут за собой изменения в психике, социальном поведении, личностном статусе человека. Это могут быть нарушения когнитивных процессов (ослабление памяти, внимания, рассеянность мышления и др.); изменения в эмоциональной сфере (переживания тревоги, депрессии, беспомощности, озлобленности, раздражительности и др.); утрата интереса к близким, ценностных ориентаций, смысла жизни. «Экзистенциональный вакуум» – ощущение бессмысленности существования – широко распространенный феномен современности, который, согласно исследованиям В. Франкла, является основной причиной большинства изученных им суицидов, наркомании и алкоголизма.

Психотерапия в комплексной лечебно-реабилитационной программе «Лествица трезвения» желающим выздоровления от алкоголизма помогает:

мобилизовать внутренние ресурсы, овладеть эффективными способами преодоления конфликтов;

смягчить действие хронически накапливающегося стресса и депрессии;

распознать неосознаваемые дезадаптивные установки, чрезмерно развитые неконструктивные формы психологических защит и выработать конструктивную систему совладающего поведения (копинг-поведения);

изменить жизненный уклад нормализовать отношения в семье и с окружающими людьми, установить адекватное отношение к себе, своему «я».

Для неверующих (потерявших веру) такая психологическая помощь помимо психотерапевтической значимости может стать «предшествующей евангелизацией», когда человеку создаются предпосылки для обретения живой евангельской веры в Бога, познания Заповедей Божиих, удаляются препятствия к покаянию.

Основные этапы психологической помощи людям, страждущим от алкоголизма:

1. Самопознание. Познать себя – зачастую означает сделать первый шаг на пути к исцелению. Бремя многих проблем (в том числе и алкоголизма) человек возлагает на себя сам, по доброй воле, однако обратившийся за помощью может и не понимать, что многое он видит в ложном свете, действует, исходя из неправильных установок или ведет себя самоубийственно.

Выздоравливающему предлагается положить начало самопознанию, осознать, что от алкогольной зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами. В процессе психотерапии зависимому человеку очень важно оценить собственное духовное состояние. Признание собственной немощи открывает человеку путь к спасению. Неведение, нежелание признать свою болезнь делает человека неисцелимым никакими средствами. Именно потому апостол Иоанн указывает: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8). Признать свою немощь – признать истину. Над этим признанием следует немало потрудиться, поскольку страсти узнаются с трудом. В процессе познания себя, своих немощей, человек открывает свою душу для духовного преображения.

2. Общение в группе выздоравливающих. В течение многих десятилетий как практики, так и исследователи пытаются найти ответ на вопрос: что делает групповое общение эффективным в преодолении алкогольной зависимости? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований. Можно утверждать, что воздействие группы опирается на три важнейших компонента: чувства, мышление и поведение. Участники группового общения обнаруживают свои подлинные чувства и учатся правильно выражать их. Эмоциональный катарсис составляет важную часть воздействия в группе, но он во многих случаях недостаточен. Не менее важно понять свою жизненную ситуацию, смысл переживаний. Итак, участники группы должны выполнить и определенную познавательную работу. Наконец, в какой-то момент важнейшим становится реальное действие, поведение, которое и является проводником позитивных личностных изменений.

3. Обучение и изменение поведения. Поведение в большей мере есть результат обучения. Психологическая, психиатрическая помощь, стало быть, должны содействовать выздоравливающим в их попытках оставить неэффективные формы поведения и научиться новым, эффективным. Такое обучение происходит как в рамках индивидуальных психотерапевтических сессий, так и в процессе групповой психотерапии. Особое значение придается обучению навыкам общения с целью научить алкоголезависимых людей преодолевать психоэмоциональное напряжение, налаживать связи с людьми и обустраивать свою жизнь.

4. Самореализация. Это процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. Потребность самореализации выступает в гуманистической психологии как высшая человеческая потребность, главный мотивационный фактор. В христианской психологии этот термин употребляется с одним существенным дополнением – должна происходить не просто самореализация, а Христореализация. Другими словами, цель бытия человека состоит в том, чтобы найти полноту во Христе, достичь предела своих возможностей, полностью раскрывая в себе образ и подобие Божие.

5. Духовная направленность. Выздоравливающие часто отказываются понять и допустить, что алкоголизм имеет духовные корни. Следовательно, православный психолог или православный психотерапевт становится духовным наставником, который направляет подопечных на путь духовного возрастания. Вместо диалога между подопечным и православным психологом (психотерапевтом), последний стремится к «трилогу», а это значит, что в центре эффективной помощи людям он ставит Бога.



Социальный компонент


Известно, что на социальное здоровье воздействуют разнообразные социальные связи, в том числе семья, друзья, родственники; влияет также специфика работы и досуга, принадлежность к религиозным организациям и прочее. Причем последствия этих воздействий могут носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы. Само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Социальная помощь в комплексной лечебно-реабилитационной программе «Лествица трезвения» включает в себя обеспечение социальной поддержки посредством развития взаимодействия, общения и согласия в рамках семьи и общества (включая церковную общину). У православных лечебно-реабилитационных учреждений имеется магистральное направление в социальной работе – предоставление возможности людям, выздоравливающим от алкогольной зависимости, трудиться в качестве волонтеров во славу Божию, не получая жалования.

Отказаться от употребления спиртного для выздоравливающих недостаточно. Нужно приобрести, помимо всего прочего, еще какое-то новое жизненное занятие. Им вполне может оказаться поддержка православного дела помощи зависимым людям своим личным безмездным трудом. Принцип «Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе» образует прочную основу, на которой зиждется социальное и нравственное выздоровление каждого алкоголезависимого человека.

Задача выздоравливающих в социальном компоненте программы – осознать себя в качестве одной из составляющих в грандиозном миропорядке, найти и реализовать данные Богом способности, в том числе через передачу обретенного с Божией помощью опыта трезвости другим выздоравливающим. Помощь страждущим от алкоголизма людям, служение высоконравственному делу утверждения трезвости приносят огромную радость и неподдельное счастье. Поэтому на этапе социального выздоровления каждый выздоравливающий от алкоголизма убеждается в истинности высказывания: «за счастьем человек бежит, а оно у него под ногами лежит».




Духовный компонент


Использование церковного опыта помощи страждущим людям позволяет говорить об особом надежном и эффективном направлении во врачевании души, суть которого отражается термином православная психотерапия. Как указывается в «Психотерапевтической энциклопедии» (под ред. Б.Д. Карвасарского, 2006), «православная психотерапия – совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная). <...>. Выделяемое в самостоятельное направление, православная психотерапия определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основе лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия. <...>.

При полном принятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви, запечатленное в их творениях <...>, содержит категории и понятия, которые отличают его от аналогичной области знания – как от современной научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем».

Православная психотерапия видит источник многих болезней как в психосоматических особенностях человека, так и в его страстях – она рассматривает человека не только как больного, но и как страждущего грешника. Страсти имеют как внутреннюю, так и внешнюю обусловленность и носят телесно-душевно-духовный характер. Поэтому задача православной психотерапии – наряду с врачебной и психологической помощью содействовать страждущему в осознании и активном преодолении страстных механизмов болезни.

Важнейшим принципом преодоления страстей есть противопоставление им добродетелей и связанных с ними позитивных духовно-психических состояний. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель; гордость – смирение, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь. Преп. Исаак Сирин указывает: «Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступить по первому, сказанному нами правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их».

Таким образом, православный подход в преодолении алкогольной зависимости, подразумевает не борьбу с алкоголизмом (страстью спиртному), а стремление к трезвой жизни, которое постепенно реализуется при удалении от дурных компаний и пагубных форм провождения времени, обретении опыта православного трезвенного служения, а также посредством усвоения трезвенных убеждений. Такие убеждения формируются в личном общении с православными врачами, психологами, священниками. Кроме того, огромное значение имеет общение в психотерапевтических группах, чтение духовной и трезвенной литературы, просмотр специально подобранных аудио- и видеоматериалов, церковная и домашняя молитва, пост, покаяние, участие в богослужениях.

Одним из действенных церковных способов преодоления алкогольной зависимости является обет трезвости. Непременное условие для выздоровления от алкогольной зависимости – полное воздержание от спиртного. Но где взять силы, чтобы не сойти с пути трезвости и не «сорваться» вновь в гибельную алкоголизацию?

Человек сам собою не в силах исцелиться от страстей: ему необходима помощь – помощь Божия. Чтобы получить духовные силы сохранять трезвость Православная Церковь предлагает спасительное средство – духовно и психологически подготовившись, пройдя необходимое лечение, принять церковный обет трезвости, который дается алкоголезависимым человеком Богу в присутствии священника. Чин обета трезвости совершается в храме, в торжественной обстановке. Принимающему обет трезвости необходимо исповедоваться и причаститься, после чего служится специальный молебен по особому чину.

Обет трезвости дается человеком добровольно на срок, согласуемый со священником, принимающим обет трезвости. Обычно он дается на следующие сроки: один месяц, три месяца, полгода, год, три года, пять лет, десять лет, на всю жизнь. Обет трезвости предполагает, что человек обязательно будет продолжать свое воцерковление, проходить необходимое лечение и участвовать в психотерапевтическом процессе.

В торжественном принятии обета христианин предает себя Богу. Говоря словами Макария Великого: «Господи, делай со мной, что угодно Тебе, только помилуй и спаси меня, как знаешь». Когда мы просим о чем-то Господа, то должны помнить – не все, угодное человекам, угодно Богу, а посему всякое прошение следует заканчивать словами: «...впрочем, Господи, не как я хочу, а как Ты». И никогда не отчаиваться при этом, помня слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7-8).



Возможные причины исключения пациента

из лечебно-реабилитационной программы


Исключение (принудительный отсев) алкоголезависимых людей из лечебно-реабилитационного процесса может происходить по разным причинам. Чаще всего принудительный отсев по решению руководителя программы случается на начальном этапе лечения. Как правило, это связано с тем, что:

пациент не желает следовать принципам программы (например, систематически употребляет алкоголь);

не имеет достаточной мотивации к выздоровлению (что выражается, например, в пропуске индивидуальных консультаций);

ищет только быстрых способов излечения, не требующих совершенно никаких усилий и затрат, не изменяющих его болезненное психическое и духовное состояние (например, игнорирует назначения специалистов, советы священников);

– упорно воспринимает специалистов, как лиц, обязанных «спасать» каждого, кто бы и с какой бы целью ни обратился в программу.

В последнем случае православное лечебно-реабилитационное учреждение пациентом воспринимается как аналог парткома, а специалисты – как члены партсобрания, обязанные перевоспитать всех, и даже тех, кто не желает идти в «светлое будущее». Позиция «Вы меня спасайте, а я посмотрю, как это у вас получится» изначально проигрышная, к выздоровлению привести не может, и потому упорствующие в подобных ложных умонастроениях из лечебно-реабилитационной программы немедленно исключаются. Мы считаем, что персонал лечебно-реабилитационной организации не должен принимать на себя всю полноту ответственности за исход реабилитационного процесса и действовать за пациента и вместо пациента, то есть «бежать впереди пациента и тащить его к выздоровлению», поскольку оно невозможно без интенсивной работы над личностными проблемами самого зависимого человека и обращения его за помощью к Богу.

На средних и поздних этапах реабилитационного процесса случаи принудительного отсева случаются реже. Происходят они по трем основным причинам:

– из-за нарушения пациентом базовых правил поведения (например, при проведении групповой психотерапии);

– из-за возвращения к нетрезвому образу жизни или склонению к тому других участников программы.



Постреабилитационная поддержка


По окончании основной части лечебно-реабилитационной программы выздоравливающим предлагается участвовать в постреабилитационных программах. Главные задачи на этом этапе – максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество.

Выздоравливающим, особенно склонным к рецидивам, необходимо помочь распознать приближающийся «срыв», купировать его симптомы и проработать внутриличностные причины. Множество признаков, предупреждающих о «срыве», развиваются вне ведома выздоравливающих. Поэтому постреабилитационная поддержка является важнейшей составляющей лечебно-реабилитационных мероприятий.

В рамках постреабилитационной программы с выздоравливающими также решаются вопросы:

закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;

формирования новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме;

выстраивание зрелых семейных отношений;

вовлечение в активную социальную жизнь;

дальнейшее воцерковление и православное трезвенное служение.

Выздоравливающим от алкогольной зависимости и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи духовника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.

Одной из основных задач постреабилитационной психологической поддержки является помощь в выстраивании зрелых семейных отношений у выздоравливающих и членов их семей, для чего психолог, работая с семьей, выполняет ряд функций:

поддерживающая функция – психолог корректирует отдельные искаженные формы поведения в семейных взаимоотношениях, в распределении ролей в семье;

посредническая функция – психолог выступает в роли посредника, содействуя восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;

функция обучения – психолог способствует дальнейшему освоению навыков общения и самопознания;

функция развития – психолог помогает выздоравливающим от алкоголизма и членам их семьи в дальнейшем развитии и закреплении основных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации; психолог также способствует поиску ресурсов семьи, позволяет каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;

информационная функция – психолог предлагает семье или ее отдельным членам информацию о возможности прохождения специальных семинаров и тренингов, проводимых в программе «Православная школа психологии и медицины».

Самой главной задачей этапа постреабилитационной поддержки в программе «Лествица трезвения» является глубокое воцерковление выздоравливающего и ведение им духовной жизни под непосредственным руководством духовника.


Назад к списку